Приготовьтесь, мы нырнем в загадочный мир советского разведчика Штирлица, разберём самые шутливые и одновременно серьёзные ошибки и нелепости знаменитого фильма и книги Юлиана Семёнова. Кто сказал, что разведка — это скучно? Здесь вам и интриги, и чемоданчики с отпечатками пальцев, и даже философия ношения перчаток! Поехали!


Что будет в статье?

  • Почему в фильме Штирлиц и его коллеги живут в одной квартире, а на самом деле их отделы были в разных концах Берлина
  • Как черные перчатки Штирлица могли стать причиной загадочных отпечатков на чемоданчике
  • Почему Штирлиц как разведчик действует очень странно и даже кажется… тунеядцем
  • Ошибки с модой, техников и бытом, которые в сериале просто невозможно не заметить
  • Анекдоты, риторика и неожиданные выводы о том, почему Штирлиц не убил Гитлера и как он вообще дослужился до полковника СС

Секреты Берлина: офисы разведчиков или город-сказка?

Представьте: вы — шеф гестапо Генрих Мюллер, идёте по коридору и внезапно сталкиваетесь с Вальтером Шелленбергом и… с Максимом Штирлицем. Знакомая сцена? Только вот есть подвох — по реальным адресам, IV управление (гестапо) и VI управление (политическая разведка, где трудился Штирлиц) располагались в разных зданиях, и расстояние между ними — больше 10 километров! Это примерно как встретить коллегу из другого офиса по дороге в кафе… в другом городе.

Управление Адрес Расстояние между зданиями
Гестапо (IV) Принц-Альбрехтштрассе, 8
Кабинет Мюллера Принц-Альбрехтштрассе, 9
Служба Шелленберга Беркаерштрассе, 32 >10 км

Значит сцена с переносом чемодана из кабинета Штирлица в кабинет Рольфа (служащего гестапо) — классика жанра: фантастика с элементами фарса.


Черные перчатки, отпечатки и чемоданчик: детектив в детективе

Ах, эти проклятые отпечатки пальцев на чемодане! В фильме Штирлиц всё время был в кожаных черных перчатках — обязательный элемент формы штандартенфюрера СС. Значит, откуда же взялись его отпечатки на рации в чемоданчике?

Тут только два варианта: или отпечатков не было вовсе (фильм проглядел, как перчатки), или Штирлиц гениально всех обдурил и дал Мюллеру повод помять лоб — потому что офицер СС просто не мог оставить следы на чужих вещах, надетый в полных перчатках.


Кто вообще такой Штирлиц? Разведчик или праздничный тунеядец?

В фильме РСХА в полном ажуре: сотрудники не спят сутками, а Штирлиц? Он отдыхает в загородном доме, играет с собаками, ходит по барам и танцует с дамами. Да он скорее на курорте, чем в службе разведки!

Вот короткая шпаргалка:

Персонаж Время без сна (сутки) Сон (часы) Активность
Мюллер 3 0-2 Работает без устали
Айсман 3 0-2 Мечтает поспать 7 часов
Штирлиц ? 5 Отдыхает, играет, развлекается

В условиях тотального аврала он почему-то выглядит светской львицей, а не человеком, рискующим жизнью в окружении гитлеровских убийц.


Мода и быт 70-х в 1945 году — как так?

Серьёзно, режиссёры и художники по костюмам умудрились впихнуть в сериал детали, которые лучше бы смотреть в советских фильмах 70-х:

  • Костюмы персонажей — с иголочки, как для вечеринки в 1970-м, а не 1945-м
  • Пластмассовые часы «Слава» в кабинете Мюллера — популярны были в СССР только в 70-е
  • Фломастер у Штирлица — в 1945 году такие гаджеты были фантастикой
  • Черные пластиковые очки Штирлица — явно не аксессуар третьего рейха, а скорее советская мода

Да и сантехника в ванной главного героя явно советская — вспоминается: "Вот это да, и в ванной проскользнул СССР!"


Почему Штирлиц не убил Гитлера?

Вот загадка, достойная шпионского романа. Штирлиц — штандартенфюрер СС, он с легкостью мог устроить засаду, подложить бомбу или выстрелить в фюрера. Почему же он этого не сделал?

Если задуматься, убийство Гитлера спасло бы миллионы жизней. Вместо этого Штирлиц убивает какого-то провокатора Клауса — и рискует при этом быть раскрытым. А с Борманом, "правой рукой" Гитлера, он даже не пытается расправиться.

Вывод: Штирлиц — это мастер политической игры и выживания. Или… просто персонаж легенды, которую придумал Юлиан Семенов, чтобы вдохновлять и развлекать.


Таблица главных ошибок и огрехов сериала "Семнадцать мгновений весны"

Ошибка или нелепость Подробности и последствия
Обручальные кольца на правой руке В фильме немцы носят их как в СССР, а в реальности — на левой
Перемещение между отделами РСХА Реально здания на расстоянии более 10 км
Отпечатки пальцев Штирлица на чемодане Нелогично, т.к. он был в кожаных перчатках
Современные аксессуары (часы, очки, фломастер) Несоответствие эпохе 1945 года
Арест и допросы Штирлицем Нелегитимны, т.к. служба политической разведки не имела таких прав
Невозможность дослужиться до полковника СС без семьи Штирлиц — холостяк, что противоречит уставу СС

Анекдот от Штирлица

В одной из сцен Штирлиц говорит радисту, что в Центре думают: «Штирлиц — он ведь к Гитлеру вхож, может и в фюреры пробиться!» И правда — куда ещё можно забраться, если не к самому фюреру? Вот только вопросов больше, чем ответов…


Заключение

Фильм и книга про Штирлица — это как смесь крепкого шпионажа, романтики и щепотки абсурда. Юлиан Семёнов создал героя, который ускользает от логики, но цепляет сердца миллионам. А нам, зрителям и читателям, остается наслаждаться этой интригой, посмеиваться над нелепостями и удивляться тому, как такой персонаж мог стать иконой советской культуры.

Если вы думали, что разведка — это только серьезно, вспомните: даже великий Штирлиц иногда забывал снять перчатки, когда говорил по телефону!


Вот так, друзья, разобрали главные вопросы и ошибки сериала «Семнадцать мгновений весны». Больше фактов, больше драмы, и конечно же, больше загадок — как и положено настоящему шпионскому лонгриду!