- Что будет в статье?
- Секреты Берлина: офисы разведчиков или город-сказка?
- Черные перчатки, отпечатки и чемоданчик: детектив в детективе
- Кто вообще такой Штирлиц? Разведчик или праздничный тунеядец?
- Мода и быт 70-х в 1945 году — как так?
- Почему Штирлиц не убил Гитлера?
- Таблица главных ошибок и огрехов сериала "Семнадцать мгновений весны"
- Анекдот от Штирлица
- Заключение
Приготовьтесь, мы нырнем в загадочный мир советского разведчика Штирлица, разберём самые шутливые и одновременно серьёзные ошибки и нелепости знаменитого фильма и книги Юлиана Семёнова. Кто сказал, что разведка — это скучно? Здесь вам и интриги, и чемоданчики с отпечатками пальцев, и даже философия ношения перчаток! Поехали!
Что будет в статье?
- Почему в фильме Штирлиц и его коллеги живут в одной квартире, а на самом деле их отделы были в разных концах Берлина
- Как черные перчатки Штирлица могли стать причиной загадочных отпечатков на чемоданчике
- Почему Штирлиц как разведчик действует очень странно и даже кажется… тунеядцем
- Ошибки с модой, техников и бытом, которые в сериале просто невозможно не заметить
- Анекдоты, риторика и неожиданные выводы о том, почему Штирлиц не убил Гитлера и как он вообще дослужился до полковника СС
Секреты Берлина: офисы разведчиков или город-сказка?
Представьте: вы — шеф гестапо Генрих Мюллер, идёте по коридору и внезапно сталкиваетесь с Вальтером Шелленбергом и… с Максимом Штирлицем. Знакомая сцена? Только вот есть подвох — по реальным адресам, IV управление (гестапо) и VI управление (политическая разведка, где трудился Штирлиц) располагались в разных зданиях, и расстояние между ними — больше 10 километров! Это примерно как встретить коллегу из другого офиса по дороге в кафе… в другом городе.
| Управление | Адрес | Расстояние между зданиями |
|---|---|---|
| Гестапо (IV) | Принц-Альбрехтштрассе, 8 | |
| Кабинет Мюллера | Принц-Альбрехтштрассе, 9 | |
| Служба Шелленберга | Беркаерштрассе, 32 | >10 км |
Значит сцена с переносом чемодана из кабинета Штирлица в кабинет Рольфа (служащего гестапо) — классика жанра: фантастика с элементами фарса.
Черные перчатки, отпечатки и чемоданчик: детектив в детективе
Ах, эти проклятые отпечатки пальцев на чемодане! В фильме Штирлиц всё время был в кожаных черных перчатках — обязательный элемент формы штандартенфюрера СС. Значит, откуда же взялись его отпечатки на рации в чемоданчике?
Тут только два варианта: или отпечатков не было вовсе (фильм проглядел, как перчатки), или Штирлиц гениально всех обдурил и дал Мюллеру повод помять лоб — потому что офицер СС просто не мог оставить следы на чужих вещах, надетый в полных перчатках.
Кто вообще такой Штирлиц? Разведчик или праздничный тунеядец?
В фильме РСХА в полном ажуре: сотрудники не спят сутками, а Штирлиц? Он отдыхает в загородном доме, играет с собаками, ходит по барам и танцует с дамами. Да он скорее на курорте, чем в службе разведки!
Вот короткая шпаргалка:
| Персонаж | Время без сна (сутки) | Сон (часы) | Активность |
|---|---|---|---|
| Мюллер | 3 | 0-2 | Работает без устали |
| Айсман | 3 | 0-2 | Мечтает поспать 7 часов |
| Штирлиц | ? | 5 | Отдыхает, играет, развлекается |
В условиях тотального аврала он почему-то выглядит светской львицей, а не человеком, рискующим жизнью в окружении гитлеровских убийц.
Мода и быт 70-х в 1945 году — как так?
Серьёзно, режиссёры и художники по костюмам умудрились впихнуть в сериал детали, которые лучше бы смотреть в советских фильмах 70-х:
- Костюмы персонажей — с иголочки, как для вечеринки в 1970-м, а не 1945-м
- Пластмассовые часы «Слава» в кабинете Мюллера — популярны были в СССР только в 70-е
- Фломастер у Штирлица — в 1945 году такие гаджеты были фантастикой
- Черные пластиковые очки Штирлица — явно не аксессуар третьего рейха, а скорее советская мода
Да и сантехника в ванной главного героя явно советская — вспоминается: "Вот это да, и в ванной проскользнул СССР!"
Почему Штирлиц не убил Гитлера?
Вот загадка, достойная шпионского романа. Штирлиц — штандартенфюрер СС, он с легкостью мог устроить засаду, подложить бомбу или выстрелить в фюрера. Почему же он этого не сделал?
Если задуматься, убийство Гитлера спасло бы миллионы жизней. Вместо этого Штирлиц убивает какого-то провокатора Клауса — и рискует при этом быть раскрытым. А с Борманом, "правой рукой" Гитлера, он даже не пытается расправиться.
Вывод: Штирлиц — это мастер политической игры и выживания. Или… просто персонаж легенды, которую придумал Юлиан Семенов, чтобы вдохновлять и развлекать.
Таблица главных ошибок и огрехов сериала "Семнадцать мгновений весны"
| Ошибка или нелепость | Подробности и последствия |
|---|---|
| Обручальные кольца на правой руке | В фильме немцы носят их как в СССР, а в реальности — на левой |
| Перемещение между отделами РСХА | Реально здания на расстоянии более 10 км |
| Отпечатки пальцев Штирлица на чемодане | Нелогично, т.к. он был в кожаных перчатках |
| Современные аксессуары (часы, очки, фломастер) | Несоответствие эпохе 1945 года |
| Арест и допросы Штирлицем | Нелегитимны, т.к. служба политической разведки не имела таких прав |
| Невозможность дослужиться до полковника СС без семьи | Штирлиц — холостяк, что противоречит уставу СС |
Анекдот от Штирлица
В одной из сцен Штирлиц говорит радисту, что в Центре думают: «Штирлиц — он ведь к Гитлеру вхож, может и в фюреры пробиться!» И правда — куда ещё можно забраться, если не к самому фюреру? Вот только вопросов больше, чем ответов…
Заключение
Фильм и книга про Штирлица — это как смесь крепкого шпионажа, романтики и щепотки абсурда. Юлиан Семёнов создал героя, который ускользает от логики, но цепляет сердца миллионам. А нам, зрителям и читателям, остается наслаждаться этой интригой, посмеиваться над нелепостями и удивляться тому, как такой персонаж мог стать иконой советской культуры.
Если вы думали, что разведка — это только серьезно, вспомните: даже великий Штирлиц иногда забывал снять перчатки, когда говорил по телефону!
Вот так, друзья, разобрали главные вопросы и ошибки сериала «Семнадцать мгновений весны». Больше фактов, больше драмы, и конечно же, больше загадок — как и положено настоящему шпионскому лонгриду!