Захватывающий мир радиосвязи — это целая наука! Сегодня мы нырнем в детали настройки популярной рации TYT TH-9800, обсудим тонкости приёма и передачи, модуляцию, фильтры и шаг частоты, сравним эту станцию с другими и выясним, почему дальнобойщики в восторге от неё, а радиолюбители продолжают искать идеал. Всё это — с примерами, фактами и отзывами пользователей. Поехали!


Что такое рация и почему TH-9800 заслужила внимание?

Радiosвязь — это как секретный язык, на котором общаются дальнобойщики, радиолюбители и просто фанаты технологий. Рация TH-9800 — это настоящая станция с возможностью работать в нескольких диапазонах и с разными типами модуляции. С её помощью можно слушать и говорить, словно вы на борту космического корабля, только в машине.


Модуляция — зачем она нужна и какие виды бывают?

Представьте, что модуляция — это костюм для вашего голоса, который помогает ему пробиться сквозь помехи эфира. В рациях чаще всего встречаются два костюма: AM (амплитудная модуляция) и FM (частотная модуляция). Каждая имеет свои плюсы и минусы.

  • AM — классика жанра, более простая, но с характерными шумами и "шипением". Дальность связи с AM может быть больше в некоторых случаях, но качество страдает.
  • FM — звучит чище, менее шумит, но немного "коротковата" в радиусе действия.

У TH-9800 амплитудная модуляция работает на приём, а передача по умолчанию — в FM. Но хитрость в том, что пользователи научились делать сдвиг передачи на -1.5 или -2.5 кГц, чтобы общаться в AM с дальнобойщиками. Правда, модуляция остаётся неидеальной, и некоторые сравнивают её с попыткой разговаривать через флейту вместо микрофона.


Частота, шаг и фильтры — математическая магия радиосвязи

Если рация — это машина, то частота — её бензин, а шаг частоты — скорость переключения передач. Для TH-9800 доступны разные шаги: 2.5, 5, 6.25, 10 кГц и более. Это значит, что можно тонко настраивать канал, как шеф-повар специи в блюде.

Фильтры же — это барьеры для шумов, они отделяют сигнал от помех. В TH-9800 есть три настройки полосы пропускания:

Режим Полоса пропускания (кГц) Применение
Wide +/- 6.5 Для широкого приёма FM
Mid +/- 3.5 Баланс качества и шумов
Narrow +/- 2.5 Для узкоспециализированного приёма, например, NFM

Сравним с популярной Yaesu FT-8800:

Модель Фильтры Полоса пропускания (кГц)
TYT TH-9800 3 фильтра (W, M, N) 6.5, 3.5, 2.5
Yaesu FT-8800 4 фильтра (2 на каждый приёмник) Широкая до 30 кГц, включая 6.25, 12.5, 25

Да, китайский TYT — клон Yaesu, но с некоторыми упрощениями. Это как купить стильный кроссовок с элементами оригинала, но без пары фишек.


Приёмник TH-9800 — мощный или просто громкий?

Пользователи TH-9800 отмечают неоднозначное качество приёма. С одной стороны, приёмник лучше, чем у многих бюджетных моделей типа Optim 778, с другой — встречаются жалобы на "глухую" модуляцию и шумы в AM. Но дальнобойщики, у которых зачастую на первом месте надежность, а не хайфай, оценивают её по-другому — она выдерживает бой и не подводит.

Что любопытно, у TH-9800 два приёмника, и иногда их чувствительность отличается — один "слышит" лучше, другой чуть хуже. Это напоминает старый анекдот про двух братьев — один слушает внимательно, другой — как будто в тумане.


Машина, антенна и удобство использования

Как разместить станцию в машине? У TH-9800 есть возможность отделить "голову" от "тушки", чтобы спрятать корпус под торпеду, а панель управления поставить на видном месте. Это экономит место и убирает лишний шум в салоне.

Дополнительный внешний динамик и качественная тангента (микрофон) типа Yaesu MH-48 повышают комфорт. Некоторые пользователи меняют штатные компоненты на фирменные, чтобы голос звучал "не хуже оригинала".


Работа с несколькими диапазонами и кроссбенд

Вы думаете, одна рация — это максимум? А вот и нет! Многие используют TYT TH-9800 как кроссбенд-станцию — слушают один канал на 27 МГц (CB-диапазон), а второй — на 433 или 145 МГц (УКВ). Это как иметь двухговорящую рацию и не прыгать между аппаратами.

Среди пользователей бытует мнение, что такой подход гораздо удобнее, чем иметь две отдельные рации и переключаться между ними вручную.


Почему дальнобойщикам пофиг на качество модуляции

Если спросить дальнобойщика, что он думает о модуляции в AM или FM на TH-9800, ответ скорее всего будет: "Работает? Звук слышно? Ну и отлично!". Для них главное — чтобы связь была устойчивой и дальнобойной, а качество звука — не приоритет.

Это похоже на выбор между дорогим стейком и простой кашей — когда голоден, кашу не заменишь. Вот и дальнобои довольны, что слышат друг друга, а настройки «на миллион» — это уже для фанатов.


Резюме в таблице по основным параметрам TYT TH-9800

Параметр Значение и комментарии
Тип модуляции AM (приём), FM (передача), с возможностью сдвига
Шаг частоты (кГц) 2.5, 5, 6.25, 10 и др.
Фильтры полосы Wide +/-6.5, Mid +/-3.5, Narrow +/-2.5
Количество приёмников Два (для работы на двух диапазонах)
Возможность кроссбенд Есть
Настройка антенны Четырёхдиапазонная, подключается через дуплексер
Удобство в машине Раздельное управление "головой" и "тушкой", внешний динамик
Особенности Нужно доработка модуляции AM для лучшего качества

Как настроить частоты дальнобойщиков и другие советы

Частота для дальнобойщиков обычно около 27.135 МГц в AM. Но если слышите только шипение, вероятно, нужен сдвиг передачи на -1.5 или -2.5 кГц и правильный выбор полосы фильтра.

Не забудьте, что антенные кабели и местоположение антенны в машине — тоже половина успеха. Чем выше и открытее антенна, тем лучше связь.


Подведём итог

Настройка рации TYT TH-9800 — как приготовление идеального коктейля: надо знать точные пропорции, использовать качественные ингредиенты и понимать, что результат не всегда будет идеальным для каждого. Однако, с правильным подходом, эта станция способна стать верным спутником в дороге, работать в нескольких диапазонах и обеспечить связь там, где другие сдаются.

Не забудьте — радиосвязь это весело, а чуть доработать и поиграться с настройками — как увлекательный хобби-эксперимент. С TH-9800 вы точно не останетесь без связи, а порой услышите даже больше, чем ожидали!


Заряжайтесь на волны и приятных вам диалогов в эфире!