Вы когда-нибудь задумывались, почему двигатель вашего автомобиля вдруг превращается в горячий котел или наоборот – холодный холодильник? Все дело в термостате – этом маленьком, но хитром устройстве системы охлаждения двигателя. Сегодня мы разберемся, как проверить его работу, избежать проблем и не превратить машину в паровую печь или ледяную глыбу.

В статье вы узнаете:

  • Почему термостат – главный дирижер циркуляции жидкости
  • Какие проблемы могут быть с клапаном и как они влияют на температуру мотора
  • Как быстро и без лишних телодвижений проверить устройство прямо на машине
  • Что делать, если домашняя проверка с водой выявит неисправность
  • Особенности проверки на популярных автомобилях ВАЗ
  • Как не нарваться на брак при покупке нового термостата

Готовы? Погружаемся в мир циркуляции и клапанов, где от одной детали зависит жизнь всего двигателя!


Термо... что? Зачем нужен термостат в системе охлаждения двигателя

Представьте себе термостат как умного регулятора температуры в вашем доме. Он следит, чтобы двигатель не грелся как утюг на максимуме и не мерз как замерзший кот в сугробе. Это устройство контролирует, когда открыть клапан, чтобы жидкость пошла по большому кругу через радиатор и остудила мотор, и когда закрыть – чтобы жидкость гонялась по малому кругу, быстрее прогревая двигатель.

Если клапан заклинил, мотор либо перегревается, либо холодный и неэффективный – как чайник, который никак не может закипеть.


Проблемы с клапаном термостата и их последствия

Ниже – список частых бед, которые могут настигнуть ваше устройство:

Проблема с клапаном Что происходит Итог для двигателя
Заклинил в закрытом положении ОЖ циркулирует только по малому кругу Перегрев двигателя, деформация деталей
Заклинил в открытом положении ОЖ сразу идет через радиатор Мотор не прогревается до нужной температуры, повышенный расход топлива
Клапан открывается раньше времени Сбой в температурном элементе Жидкость течет через радиатор постоянно, двигатель холодный
Клапан открывается с задержкой Потеря рабочей жидкости внутри термостата Длительный прогрев двигателя, сбои в работе мотора
Механические повреждения клапана Неполное открытие/закрытие Плохое охлаждение, риск поломок мотора

Как проверить термостат без снятия – быстро и просто

Если вы не хотите вдаваться в сложные технические процедуры, давайте взглянем, как проверить устройство прямо в машине, без снятия.

  • Запускаете двигатель, даёте ему поработать 2–3 минуты (не больше, пока мотор еще холодный).
  • Прикасаетесь рукой к патрубку, который подходит к верху радиатора.
  • Если патрубок холодный – значит, клапан закрыт, жидкость идет по малому кругу, всё как задумано.
  • Держите мотор на холостых, нагревайте двигатель до температуры около 90°С (следите по датчику).
  • Теплый или горячий патрубок у радиатора означает, что клапан открылся и жидкость пошла по большому кругу.
  • Если патрубок так и остался холодным, скорее всего, клапан заклинил, термостат вышел из строя.

Небольшой лайфхак: если патрубок сразу горячий после запуска двигателя, клапан может быть заклинен в открытом положении, и тогда мотор не достигает нужной температуры.


Проверяем термостат с демонтажем — чайник и кастрюля в помощь!

Если сомневаетесь и хотите сделать всё по науке, придется снять термостат и провести домашнюю диагностику:

  1. Сливайте охлаждающую жидкость из системы (не забудьте приготовить ёмкость, чтобы не устроить лужу).
  2. Снимите устройство с патрубка.
  3. Налейте воды в кастрюлю и начинайте нагревать.
  4. Опустите термостат в горячую воду, так чтобы он не касался стенок кастрюли.
  5. Следите за температурой воды термометром.
  6. В нужный момент клапан должен открыться (обычно при температуре 87–90 °С).
  7. Дайте остыть воде — клапан должен закрыться.

Если клапан не сработал или не закрылся — ваш термостат решил взять отпуск и не выполняет свою работу.


Особенности проверки термостата на автомобилях ВАЗ

Для владельцев ВАЗов (2107, 2114, 2109, 2110 и т. д.) всё не так страшно, как кажется:

  • Принцип проверки такой же, как описано выше.
  • Температура открытия клапана варьируется от 87 до 90 °С, полное открытие наступает около 102 °С.
  • Нормальный ход клапана – около 8 мм.
  • В «полевых» условиях проверка по патрубкам радиатора так же актуальна: сначала патрубок холодный, потом нагревается.

И если вы вдруг задумаете купить новый термостат, обратите внимание на маркировку температуры срабатывания на устройстве. Не покупайте «кота в мешке»!


Почему термостаты иногда ведут себя как капризные дети

Качество запчастей сейчас не всегда радует: не редкость, что из десяти термостатов работают только два-три. Как говорил один опытный водитель, сделал себе электронный термостат – и он работает как часы, а стандартные часто заклинивают или открываются не вовремя. Но если вы не мастер-электронщик, держитесь инструкции по проверке.


Итог

Термостат – это хитрое устройство, которое следит за тем, чтобы ваш мотор не устраивал ни горячие вечеринки, ни холодные застолья. Проверить его работу можно быстро без демонтажа, держа руку на пульсе (и патрубке) системы. Если сомневаетесь – проведите домашнюю проверку в воде.

Не давайте клапану решать за вас, когда открываться и закрываться. Иначе вместо плавного хода получите перегрев или вечный холод в двигателе. А это уже не шутки, а проблемы с мотором, ремонт и незапланированные траты.

Заботьтесь о вашем термостате, и он отблагодарит вас долгой и стабильной работой вашего двигателя!